Сепаратор зерна – принцип работы и устройство

Перейдите по ссылке, чтобы купить сепаратор зерна - ВРС-30
Главные узлы воздушно-решетного сепаратора зерна ВРС-30 размещаются на его раме. К ним относится приемник, воздушно-очистительный узел, решетные станы и шнековый механизм для транспортировки фуражных отходов. Посмотреть их расположение можно на рисунке ниже.
Подача зернового сырья в приемный резервуар осуществляется при помощи нории. Сначала материал проходит через распределительный узел, откуда отправляется последовательно на верхний и нижний делитель. Эти элементы подают массу через воздушные каналы и распределяют по решетным станам, размещая равномерным слоем. Мелкие примеси удаляются в центральный воздушный узел посредством потока, направляемого вентилятором. Крупные включения отправляются в специальный отстойник. После воздушной фильтрации и разделения на две половины зерно отправляется на решетные станы, где подвергается дополнительной очистке. Принцип действия верхнего и нижнего стана не имеет отличий, элемент Б2 отделяет крупные включения, В и Г – маленькие.
Технологическая схема работы ВРС-30
Устройство агрегата:
1) несущая металлическая рама; 2) воздушный узел; 3) решетные станы; 4) шнек
Воздушная часть машины ВРС-30
При проходе через стан Б мелкие примеси остаются в зерне, их улавливают подсевное и сортировочное решета В и Г. При проходе через В зерновой материал содержит незначительные минеральные примеси и сорную траву, оттуда сырье поступает на сортировку, осуществляемую решетом Г.
Крупные посторонние включения, отфильтрованные станом Б2, и мелкие примеси, отсортированные решетами В и Г, отправляются на шнековый механизм фуражных отходов. Чистый материал, сходящий со стана Г, направляется в задний приемник. Оттуда сырье поступает посредством вращения шнека в нижнюю головку транспортирующего устройства или отправляется по самотечному принципу в бункер для хранения. Технологическую схему работы устройства можно посмотреть на рисунке.
Конструкция составных элементов
Аппарат оснащается парой решетных станов, которые располагаются вверху и внизу соответственно и действуют независимо друг от друга. В приемной камере осуществляется разделение сырья на две половины, одна из которых проходит обработку на верхнем стане, а вторая – на нижнем. Подробности можно увидеть на рисунке ниже.
Конструкция узлов не имеет различий. В каждом из них установлено 4 решета, которые маркируются как Б1, Б2, В и Г. Их полотна перед монтажом помещают в специальные зажимные рамки 1, которые вставляют по уголкам, расположенным на боковых частях станов, и затем крепко фиксируют эксцентриковыми зажимными деталями 2 к направляющим элементам. Направление прижима эксцентриков определяется конструктивными особенностями узла.
Решетные станы ВРС-30
Решетные станы ВРС-30
Основную часть станов представляют собой боковины 4, изготовленные из стали и соединенные поперечными элементами. Станы подвешивают на раму, используя вертикальные пружинные подвесы 3. Колебательное движение станов осуществляется под воздействием шатунов 6, которые, в свою очередь, приводит в действие центральный вал эксцентрика 5. Колебание станов выполняется в противоположном друг другу направлении, что позволяет уравновесить силу инерции, которая появляется в ходе работы.
Решета служат для фракционного разделения материала, на выходе сырье направляется в специальные лотки и приемники. Под решетным узлом расположены щетки 7, которые установлены вплотную к сетке и служат для очистки, двигаясь по возвратно-поступательной траектории и удаляя застрявшие зерна.
Сепаратор ВРС-30 оснащается устройством щеточной очистки, увидеть конструкцию которого можно на рисунке. В обоймах установлено 6 щеток 1, которые обрабатывают один ряд решет; сами обоймы закреплены на трубе. Она, в свою очередь, насажена на поперечный коленвал 2, конечные части которого оборудованы ползунами 3. Те скользят, перемещаясь по жестко зафиксированным на стане уголкам, которые играют роль направляющих. Прижим щеточных элементов осуществляется за счет поворота коленвала. За их возвратно-поступательное действие отвечают шатуны 4, которые ведут к рычагам, а валовый элемент привода 5 зафиксирован в паре подшипников 6, смонтированных на раме.
Концы приводного вала служат для фиксации рычажных элементов 7 и 8, которые начинают колебаться при работе штокового стержня 9 и вращении звездочки 10. Последняя приводится в действие шнековым валом для подачи фуражных отходов.
Решетные станы ВРС-30
Воздушная часть агрегата, которую можно увидеть на следующей схеме, включает в состав воздушные каналы приемника Е, воздуховод Д с отстойником и вентилятор Г.
Воздуховод необходим для подключения каналов к вентилятору, он же служит для стабилизации потока воздуха в первых. С одной стороны он подключен к корпусу приемника через фланцевое соединение, с другой входит в вентилятор через кожух. В боковой части его корпуса предусмотрено окошко с разряжающей заслонкой, которая используется для ускорения или, напротив, замедления транспортируемого воздушного потока.
За передвижение заслонки отвечает зубчатое колесо, соединенное с направленной вниз рукоятью. Когда окошко открывается, в систему поступает чистый воздушный поток, а скорость перемещения воздуха внутри каналов падает.
 К корпусу воздуховода подсоединен отстойник, сечение которого имеет форму трапеции. Этот узел служит для улавливания щуплого зерна, грунта, песчинок и других посторонних включений. В его нижнем сегменте предусмотрены клапаны, использующиеся для удаления примесей из системы.
В конструкции предусмотрен пылевой вентилятор с лопастями, его выходной элемент сделан в виде фланца. Крыльчатка представляет собой деталь, изготовленную по сварной технологии, она располагается в кожухе с расстоянием 4-5 мм до патрубка, ее позиция строго сбалансирована. Вентиляторный вал находится в шарикоподшипниках, которые объединены в одном корпусе.
На рисунке можно посмотреть схему функционирования вентилятора. Его кожух 1 зафиксирован на воздуховоде. Крыльчатка 5 располагается внутри, она формирует воздушный поток. Заслонка 3 имеет регулируемую конструкцию. С ее помощью в сочетании с рукояткой 4 можно регулировать скоростные характеристики перемещаемого воздуха с учетом особенностей обрабатываемого семенного материала.
Вентилятор сепаратора ВРС-30
Вентилятор сепаратора
Вентилятор сепаратора ВРС-30
Приемная камера сепаратора
Приемник ВРС-30 сформирован в виде свободного пространства между парой воздушных каналов, расположенных по вертикали.
На следующем рисунке можно увидеть технологическую схему действия приемника. В его верхнем сегменте 1 располагается рассекатель 2. Внутри последнего располагается пара заслонок поворотного типа, которые необходимы для изменения угла поступления зернового материала на делитель 3, находящийся сверху. В самом делителе есть регуляторы, которые используются для равномерного поступления сырья на нижний элемент 4, который отвечает за равномерное распределение семян по решетным станам
Вентилятор сепаратора ВРС-30
Шнек для подачи фуражных отходов
Шнековый механизм для выведения фуражных отходов – еще один элемент системы, увидеть его строение можно на рисунке ниже. Его кожух имеет составную конструкцию, в которую входит корпус 1, приваренный к раме 2, и надставка съемного типа 3. Шнековый вал также сделан из двух частей: сплошной стержень вставляется в трубчатый вал 4. При сборке требуется расположить трубный паз соответственно шпонке, зафиксированной на поверхности вала. На приводном конце находится жестко зафиксированный шкив 5 и звезда 6. Шнековый вал с этой стороны соединяется с узлом подшипника, а с другой – с шарикоподшипником скольжения 7.
Надставка соединена со стяжкой 8 для регулировочных действий, изменение тяги позволяет откорректировать положение вала относительно поверхностей кожуха и зафиксировать надставку к корпусу. За привод отвечает вал эксцентрика. Посторонние включения, отделенные при работе станов и отстойника, отправляются на шнек, который транспортирует их в сторону и формирует фуражные отходы, периодически удаляемые из зоны работы оборудования.

В комплект поставки агрегата входят следующие электроприборы:
  • Блок управления.
  • Электромотор привода 4АМА100S2, мощность – 4 кВт, крутящий момент – 3000 оборотов в минуту.
  • Кабели для соединения устройств.
Пусковые и защитные электроаппараты расположены в блоке управления. Подключение к электромоторам осуществляется проводным способом, питающий кабель размещают на раме сепаратора для соблюдения техники безопасности.
Подготовительный этап
Перед началом работы необходимо выполнить следующие действия:
  • Демонтировать рамку с решетами и отправить их на складское хранение.
  • Провести натяжку ремней привода рабочих узлов. Для этого требуется использовать специальные натяжные инструменты. Чтобы обеспечить правильное функционирование ременной передачи, требуется контролировать плоскостное положение контура и степень натяжения ремня, меняя положение валовых шкивов.
  • Натянуть контрприводную цепь очистного механизма, используя предназначенную для этого звезду. Степень натяжения считается нормальной, если при приложении механического ручного усилия цепь отклоняется от прямой линии на 0,4-0,7 см на каждый метр длины. При меньшем показателе цепь начинает набегать на зубцы звезды, при большем увеличивается интенсивность износа этих элементов. Также важно следить за тем, чтобы звезды, захватываемые цепью, располагались в одной плоскости относительно друг друга с отклонением не более 0,2 мм на каждый сантиметр расстояния между центрами.
  • Если натяжной механизм не обеспечивает нужные настройки цепи, из нее требуется убрать 1-2 звена и отрегулировать натяжение повторно.
  • Для подключения агрегата к сети питания используется кабель, идущий в комплекте.
Чтобы убедиться в правильном выполнении сборки и добиться корректной работы трущихся деталей, агрегат требуется обкатать. Делать это нужно в течение получаса на холостых оборотах электродвигателя. Прежде чем приступить к обкатке, необходимо нанести смазку на все подшипниковые узлы и проверить следующие моменты:
  • Степень затяжки гаечных и винтовых креплений.
  • Положение и надежность шарикоподшипников.
  • Степень натяжения цепных и ременных элементов.
  • Крепление электромотора к опорам.
  • Положение и надежность крепления рамок решет.
При подготовке к началу эксплуатации требуется выполнить снятие направляющих частей очистительного механизма с консервации. Для этого необходимо удалить заводской смазочный состав с уголков, тщательно вытереть их и заново покрыть индустриальной смазкой. Если в ходе работы агрегата появляются посторонние шумы, вызванные воздействием силы трения на сухую в зоне соприкосновения ползуна щеточного узла с направляющими уголками, требуется повторно обработать поверхности смазочным составом.
Запуск ВРС-30 выполняется посредством кнопок, которые находятся на блоке управления. На месте эксплуатации оборудования операторам и обслуживающему персоналу должны выдаваться средства СИЗ – беруши и респираторы.
В процессе очистки зерно проходит несколько разных по диаметру отверстий и назначению решет. Поэтапное прохождение материала через сортировальные и подсевные типы решет обеспечивает высокий уровень очистки от примесей различных размеров. При этом примеси попадают в шнек фуражных отходов, а очищенное зерно – на задний приемник, из которого перемещается сразу в бункер или в нижнюю головку транспортера.
Правила регулировки
В ходе работы агрегата надлежит выполнять соответствующие регулировки механизмов, которые проводятся в зависимости от эксплуатационных условий, типа обрабатываемой зерновой культуры и режима работы.
Выбор и установка решет
Подбирать решета необходимо в соответствии с фракцией и особенностями каждой зерновой культуры и с учетом особенностей функционирования устройства. Для удобства подбора можно воспользоваться таблицей.
Регулировка щеточного узла
Для правильной очистки поверхности решет требуется настроить положение щеток. Сначала необходимо ослабить гаечные соединения, закрепляющие шайбы с регулятором, затем – изменить положение вала, пока щеточные приспособления не окажутся над поверхностью решета с расстоянием 1-2 мм. Затем гайки можно затянуть. Эта процедура должна проводиться регулярно, интенсивность определяет скорость истирания ворса щеток.
При снятии решет требуется опустить вниз щетки. Для этого нужно прокрутить барашек в сторону ослабевания соединения, развернуть вал в направлении поджатия щеток: это поможет вытащить болт из паза регулирующего элемента. После этого щетки опустятся в нужное положение. После установки новых решет щетки требуется подтянуть: вал поворачивают, сопоставляют пазы планки и регулировочного узла, затем закручивают барашек. Болт, расположенный в совмещенных пазах деталей, защищает ось вала от самопроизвольного прокручивания.

Регулировка равномерного распределения зерновой массы
Процедура выполняется посредством верхнего делителя. Требуется демонтировать кожух, расположенный в передней части приемника, ослабить степень затяжки течки, затем скорректировать угол наклона, чтобы сырье расположилось по решету равномерно по ширине.

Настройка воздушного потока
После регулировки подачи семенного материала требуется настроить скорость перемещения воздуха в каналах. Она должна быть такой, чтобы из сырьевой массы выдувались посторонние включения (грязь, мелкие сорные растения, солома, песок и пр.).
Во время эксплуатации сепаратора интенсивность воздушного потока регулируется посредством передвижения заслонки, которой оснащен разряжающий клапан, и плавного изменения скорости перемещения воздушных масс посредством вентиляторной заслонки. Степень корректировки определяется составом отходов.

Очистка от остатков обрабатываемого материала
По завершении эксплуатации или при переходе к обработке другого типа зерновой культуры аппарат требуется как следует очистить, удалив остатки сырья. Его необходимо прокрутить на холостых оборотах двигателя, после схода остатков оборудование надлежит остановить и извлечь решета. Узлы нужно обмести веником или специально предназначенными для этого щетками, чтобы нигде не осталось зерен. Затем можно подбирать новые решета и устанавливать их для последующей работы.

Техника безопасности
Эксплуатация сепаратора ВРС-30 требует неукоснительного соблюдения следующих правил:
  • Оператор, работающий с оборудованием, несет ответственность за соблюдение ТБ и правил пожаробезопасности.
  • Доступ к использованию агрегата получает только персонал, который прошел соответствующий инструктаж.
  • Подключение устройства к сети питания и ремонт электрических узлов вправе выполнять только квалифицированный электромонтер.
  • Запускать, отключать агрегат, устранять его поломки может исключительно оператор.
  • Кабель, использующийся для электропитания, должен иметь целостный слой изоляции без внешних дефектов.
  • По завершении эксплуатации требуется сразу отключать оборудование от электросети.
  • Перед запуском техники надлежит удостовериться, что персонал, стоящий рядом, не рискует получить повреждения от движущихся узлов.
  • Проводить нанесение смазки, подтягивание болтов, регулировку ремней и устранение неисправностей можно только после полной остановки оборудования.
  • Запрещается замена решет, пока устройство работает.
  • Нельзя допускать к работающему агрегату посторонних лиц.
  • Не допускается включение устройства без зануления, с демонтированными или сломанными ограждениями.
  • Нежелательно размещать кабель питания на земле: его требуется располагать подвесным способом на устойчивых опорах, между которыми возможен проезд транспортных средств.
  • Ежедневно требуется проверять качество соединения жил питающего кабеля в блоке управления, особенно в отношении нулевого провода.
  • При возгорании проводки необходимо сразу отключить агрегат от сети, выключить автоматы и устранить огонь любыми доступными средствами пожаротушения.
  • При сильной запыленности рабочей области персонал должен использовать средства индивидуальной защиты.
  • Запрещается эксплуатация оборудования при температуре воздуха -15 градусов по Цельсию и ниже.
  • Процедуры по ремонту и настройке электроузлов можно проводить только при снятом напряжении. С этой целью на неработающем агрегате требуется отключить рубильник на распределительном щите, повесить уведомление о проведении работ, проверить, действительно ли на вводных клеммах узла управления отсутствует напряжение.
  • При эксплуатации в условиях сильной шумности оператор должен пользоваться берушами.
  • При погрузке оборудования в ж/д транспорт требуется соблюдать ряд правил: не стоять под грузом, использовать стропы длиной минимум 200 см, ставить домкрат только под нижний рамный пояс в области стоек.